Главная » Интересное

Алексей Вертков


02.06.2012 Нет комментариев

Мешковатые джинсы и свободная майка, за спиной рюкзак, на ногах — неприметные сланцы. Улыбаясь куда-то в сторону, тихо просит черного чая с лимоном без сахара. Безропотно примеряет все, что подготовили для съемки.

За то время, что Алексей провел в редакции, мы не услышали от него и десятка фраз. На первый взгляд, в жизни тридцатилетний актер мало чем отличается от своего героя в нашумевшем фильме Карена Шахназарова «Белый тигр». Напомним: танкист Иван Найденов, чудом спасшийся из сгоревшего танка, забыл все про свою прежнюю жизнь — зато обрел мистическое зрение, которое позволит ему подбить фашистский танк-призрак. Русский чудик, побеждающий врагов иррациональной силой, — таких героев в нашей культуре не было давно, со времен Шукшина. И вот  Вертков.

«Талант играть сумасшедших  большая редкость,  говорит Карен Шахназаров. Это есть, например, у Малкольма Макдауэлла (Шахназаров снимал его в «Цареубийцах».  Прим. Vogue), и это какая-то тайна.

Я верю Алексею, когда он говорит, что слышит танки: чтобы так сыграть, надо обладать особым даром. Вертков в жизни лаконичен, скупо жестикулирует. Но когда играет, вживается в образ, случается преображение. Это признак актера высокого класса: то, что многие изображают формально, через внешний рисунок. Алексей достигает настоящим перевоплощением. Но Женовач вам скажет, что Вертков научился этому у него».

В сентябре представится возможность узнать, так ли это: мы увидим Верткова в образе лирического героя в спектакле «Москва  Петушки» по написанной в годы расцвета брежневского застоя поэме Венедикта Ерофеева об астральном алко плавании сквозь толщу русской действительности на подмосковной электричке. Спектакль ставит в своем театре «Студия театрального искусства» режиссер Сергей Женовач.

Рассказывая про роль, Вертков меняется на глазах: он уже совсем не застенчивый тихоня, а богатырь. «Сейчас читаю не только Ерофеева, но и все великие книги про мистические путешествия  от Гомера и Рабле до «Сентиментального путешествия по Франции и Италии» Лоренса Стерна, Вертков протягивает консервную банку  оригинально упакованный диск с записанной поэмой «Москва-Петушки».  Послушайте на досуге».

С Женовачем Алексей сотрудничает давно: в 2001 году выпускником Новосибирского театрального училища попал в его мастерскую в ГИТИСе, на отборочных турах Женовач сам выбрал Верткова.

В 2005 году выпускники — «женовачи» провели фестиваль дипломных работ. Показав за неделю шесть спектаклей, молодые актеры и именитый режиссер объявили о создании театра «Студия театрального искусства». За семь сезонов своей работы он уже шесть раз становился лауреатом «Золотой маски». Основа репертуара — малоизвестные произведения, некоторые не предназначены для сцены. К примеру, спектакль «Мальчики» составлен им из девяти глав романа «Братья Карамазовы» Достоевского.

В новосибирском детстве Алексей, по его словам, был хулиганом — но при этом ходил в театральный кружок. Правда, бабушка — отличник народного просвещения и семейный авторитет, была против лицедейства. Да и родители предпочитали, чтобы сын занимался спортом, «а то был худенький, метр с кепкой». Однако Вертков настоял на театре.

Поработав в Новосибирском городском драмтеатре у Сергея Афанасьева, артист переехал в Москву. «Люблю этот город, особенно гулять по Солянке. Помню, с Афанасьевым на втором курсе приехали на гастроли. После этого Москва мне так запала в душу, даже снилась! А вот в Питере долго не могу находиться. Сам по себе меланхолик, еще и серый город».

Вертков затягивается — курит долго, внимательно наблюдая за струящимся наверх дымом. Сигарета в его руках тлеет, он сбивает пепел на ладонь. Кинокритик Андрей Плахов сравнивает Верткова с Владиславом Дворжецким, говоря о его уникальной психофизике.

Сам Вертков называет своим кумиром Евгения Леонова, гримерка в театре увешана портретами звезды «Гонщиков» и «Старшего сына». «Леонов мне нравится своим преданным отношением к делу. Хочется быть похожим на него или на Олега Янковского в этом плане. Но вообще, — добавляет, выдержав паузу, — желание быть похожим на кого-то больше свойственно молодости, сейчас уже появляется чувство собственной уникальности».

С одобрением глядя на костюм, надетый на него для съемки, произносит: «С возрастом начинаешь ценить хорошие вещи». Так ли уж прав был Шахназаров, когда говорил, что Алексей Вертков мог бы работать и в Америке, но это не его: как нельзя представить себе в Голливуде Василия Шукшина? Вертков смеется: «В Америку? Отчего же. Если вдруг кому-то понадобится артист на роль русского сумасшедшего, я поеду».

Читайте статьи об увлекательных путешествиях: гид по Кейптауну, Сан-Альфонсо дель Мар в Чили и многое другое на turgazeta.com